За автографом в Чусовой. Как мы тестировали новый RAV4
«Такман» и «Огонек» — два склона одной горы, два ракурса пермской горнолыжки. На «Такмане» — семейный отдых, в «Огоньке» — главная база тренировки пермских спортсменов по всем видам фристайла, горных лыж и санного спорта. На стосорокакилометровой дистанции от Перми есть все: от городских пробок до снежных проселков и лесных дорог. Самый удобный вариант, чтобы во всех режимах проверить RAV4 пятого поколения и в конце добиться главной цели — автографа олимпийского призера по могулу Анастасии Смирновой.
Немного техники
В 1994 году появление компактного RAV4 произвело фурор. Тойота хотела сделать молодежный автомобиль для активного отдыха (отсюда название RAV4: Recreational Active Vehicle, 4 — постоянный полный привод). А в реальности получился новый класс автомобилей. С этого момента RAV4 рос, и, если это слово уместно — делался «солидней». Все поколения машины были в России и Прикамье бестселлерами. Критика? Недостатки? Ой, да ладно. Настоящий пермяк должен ездить на «Тойоте». И семья его должна ездить на «Тойоте». И собаки.
И вот пятое поколение кроссовера. Главное — он абсолютно новый. Построен на новой архитектуре TNGA, сейчас там три платформы. На одной из них — GA-K — основаны Lexus ES, новая Camry и нынешний RAV4. Это означает стальной кузов с капотом, дверью багажника и передними крыльями из алюминия. Повышенная жесткость кузова (+57%) и всего 1715 кг массы. При новых размерах это очень прилично.
Cхема подвески привычная, впереди стойки McPherson, сзади — «многорычажка», электрический усилитель руля сдвинут с рулевого вала на рейку. Двигателей два — четырехцилиндровые бензиновые атомосферники 2.0 и 2.5 литра. — оба новые. Младший в нашем варианте 149 л.с. Так-то он 175 л. с, но сознательно дефорсирован под наши налоги (любители чипирования — имейте в виду). Старший тоже немного урезали с 205 л.с. до 199 л.с.
Новый RAV4 предлагают сразу с тремя типами привода. Базовые версии — переднеприводные, средние — с кроссоверным полным приводом через многодисковую муфту. Топ-версии оснащаются трансмиссией, лишённой заднего дифференциала: каждая полуось работает через свой пакет фрикционов, то есть можно перераспределять тягу между задними колесами. Фактически подкручивать внешнее колесо в поворотах или блокировать всю заднюю ось на бездорожье.
К двухлитровым двигателям прилагают новый вариатор Direct Shift-CVT — у него «механическая» первая передача. Позволяет меньше нагружать ремень вариатора и лучше буксовать в грязи или снегу. Именно такой вариант с вариатором и интеллектуальным приводом Dynamic Torque Vectoring AWD мы получили от «Verra» для поездки в Чусовой.
Подкачался и подсушился
Новый дизайн RAV4 по сравнению с прежним — как встретить старого успешного друга после пары лет перерыва. Твой друг, оказывается, завязал с вредными привычками, регулярно занимается горнолыжкой и, «вообще на ЗОЖ». Похудел, но «закабанел» мышцами, да еще ходит на категорийные сплавы. Так и новый RAV4: черты знакомые, но выглядит собранней, силуэт более выразительный, геометрия кузова вместо мягкости приобрела острые, даже брутальные черты.
А вот мультимедиа «Тойоты» в своем репертуаре — странная. Подключать смартфон к мультимедийной системе лучше через Bluetooth: Mirror Link не работает с айфонами и тормозит, CarPlay, Android Auto и Яндекс. Авто не поддерживаются. Изображение с четырех камер кругового обзора на центральном мониторе оставляет желать много лучшего, да еще камеры не защищены от грязи. В итоге при парковке и маневрах проще ориентироваться по старинке. Специалисты «Тойоты» прямо в салоне готовы за доплату поставить омыватели камер.
Еще пару слов о странном. Кнопки включения обогрева руля и лобового стекла упрятали вниз за/под руль. На ощупь не найти, значит включать нужно только на остановке. Нет подсветки клавиш стеклоподъемника и зеркал. Алгоритм запирания дверей доступен для понимания только ярым поклонникам дзен-буддизма. Ну что же и относиться к этому нужно по-буддийски спокойно.
Не страшно и не скучно
Зато на трассе все хорошо. RAV4 бодро пожирает 140 км до Чусового расходуя 9,5 литра на сотню. Вопреки опасениям, 149-сильный двигатель с вариатором Direct Shift-CVT -отличная пара. Этот мотор тише старшего в любом режиме, при этом почти не отстает в динамике. Отклик на газ с места и в движении хороший, вариатор настроен отлично, виртуальные «передачи» создают ощущение настоящих переключений. Только в загруженной машине на скоростях выше 130 км/час становится понятно, что двигатель «поддушили». Думается в начальном 175-мильном варианте — такое сочетание было просто «взрыв».
Разбитые дороги Чусового позволяют оценить новую подвеску. При спокойном движении поперечные стыки скорее слышишь, нежели чувствуешь. Машину на волнах не качает. На жестких стыках машина вздрагивает, но пробоев не допускает, амортизаторы не «отстреливают» на ухабах. В целом подвеска RAV4 собрана и комфортно одновременно. Опять же — это лучше предыдущего поколения.
На 5-километровый укатанный проселок до базы Такман мы смело вылетели с асфальтовыми настройками трансмиссии. На первом же вираже RAV4 продемонстрировал любовь «мести хвостом». Система динамической стабилизации довольно жестко вмешивается в процесс если резко дернуть рулем. Опытный водитель здесь выберет: входить в виражи подобно горнолыжнику или включить селектор трансмиссии в режим Rock & Dirt («камни и грязь»). Впрочем, нормальный водитель просто выберет другой скоростной режим, своенравность RAV4 проявляет только на высокой скорости. Но если вы любитель энергичной езды, держите ухо востро.
Следующий проселок уже до «Огонька», мы проехали с правильными режимами и получили удовольствие. Вместе с острым рулем трансмиссия создавала правильное ощущение: не страшно и не скучно. А на самой базе на радость местным мальчишкам забрались в гору по технической дороге санной трассы. Узкий засыпанный рыхлым снегом крутой проезд, где зимой ездят только ратраки, автомобиль преодолел спокойно, не зарываясь и не давая ни малейшего повода испугаться. Развернуться нас заставила только спешка. У призерки Олимпиады Анастасии Смирновой жесткий график тренировок, нас попросили срочно вернуться. Поговорили и о машинах и спорте и об «Огоньке»
Если резюмировать, то пятый RAV4, конечно, отлично подходит для таких выездов. Отличная управляемость, трансмиссия для разных типов дорог — все в норме. Ах да, багажник. Сам багажник традиционно большой 580 литров. Задние кресла складываются почти ровно, холодильник влезет без проблем. Что не хватает, так это креплений для багажа и лючка для длинномеров, например чехла с лыжами. Отметим, к новому RAV4 автоматически прилагаются 5 баллов в краш-тестах независимой Euro NCAP и 7 лет постгарантийной поддержки TOYOTA.
Автор статьи — Олег Русских, журналист properm.ru